16 октяб­ря состо­ял­ся митап «Как про­во­дить онлайн-опро­сы для сво­е­го про­ек­та» с руко­во­ди­те­лем про­ек­тов Фон­да «Обще­ствен­ное мне­ние» Ста­ни­сла­вом Мои­се­е­вым. Сего­дня на сме­ну тра­ди­ци­он­ным мето­дам опро­са при­хо­дят онлайн-инстру­мен­ты анке­ти­ро­ва­ния, доступ­ные обыч­ным поль­зо­ва­те­лям Интер­не­та и при­зна­ва­е­мые спе­ци­а­ли­ста­ми, социо­ло­га­ми.

Меж­ду­на­род­ная орга­ни­за­ция мар­ке­то­ло­гов ( ESOMAR ) под­счи­та­ла, что до 50% совре­мен­ных мар­ке­тин­го­вых иссле­до­ва­ний про­во­дят­ся с помо­щью онлайн-инстру­мен­тов. И на это есть ряд при­чин.

  • Низ­кая сто­и­мость орга­ни­за­ции (не нуж­но печа­тать мате­ри­а­лы, пла­тить интер­вью­е­рам и т. п.);
  • Высо­кая ско­рость про­ве­де­ния опро­са;
  • Интер­нет-кана­лы дают воз­мож­ность напря­мую выхо­дить на опре­де­лён­ные целе­вые ауди­то­рии.

Онлайн-опро­сы ста­но­вят­ся отлич­ным допол­не­ни­ем к тра­ди­ци­он­ным опро­сам, но не заме­ня­ют их.

Какие недостатки есть у онлайн-опросов?

  1. Низ­кое коли­че­ство отве­тов респон­ден­тов. В тра­ди­ци­он­ных поч­то­вых опро­сах коли­че­ство отве­тов состав­ля­ло поряд­ка 20%, одна­ко и от совре­мен­ной e-mail рас­сыл­ки мож­но ожи­дать такой же эффек­тив­но­сти.
  2. Некон­тро­ли­ру­е­мое сме­ще­ние. В откры­том интер­нет-опро­се вели­ка веро­ят­ность того, что в нём доб­ро­воль­но при­мут уча­стие те, кто инте­ре­су­ет­ся опро­сом или его темой. Из-за это­го в струк­ту­ре дан­ных будет наблю­дать­ся недо­ста­ток кри­тич­ных оце­нок и иска­же­ние реаль­ной кар­ти­ны.
  3. Онлайн-опро­сы слож­ны для круп­ных иссле­до­ва­ний. При рабо­те с онлайн-опро­са­ми труд­но оце­нить, насколь­ко мне­ние интер­нет-ауди­то­рии соот­но­сит­ся с гене­раль­ной сово­куп­но­стью. В том слу­чае, если она по боль­шей части состо­ит из людей, кото­рые ред­ко поль­зу­ют­ся интер­не­том, исполь­зо­ва­ние онлайн-тех­но­ло­гий про­сто невоз­мож­но.

По ста­ти­сти­ке Фон­да «Обще­ствен­ное мне­ние» в сред­нем 62% жите­лей Рос­сии поль­зу­ют­ся Интер­не­том хотя бы раз в месяц. Это зна­чит, что при про­ве­де­нии онлайн-опро­сов коли­че­ство людей, кото­рые не могут попасть в выбор­ку. К тому же поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та – это опре­де­лен­ный вид ауди­то­рии, для кото­рой харак­тер­ны актив­ность, осо­бые прак­ти­ки пове­де­ния и вос­при­я­тия инфор­ма­ции.

Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

В про­ве­де­ния онлайн-опро­сов вам помо­гут два сер­ви­са: Google Фор­ма и Survey Monkey.

Когда нам нуж­но изме­рить стол, мы берем линей­ку. Когда нуж­но изме­рить мне­ние, мы исполь­зу­ем анке­ту.

Сервис «Google Формы» как инструмент создания опроса

« Google Фор­ма » – это удоб­ный инстру­мент с инту­и­тив­но понят­ным интер­фей­сом для про­ве­де­ния онлайн-опро­сов. Google пред­ла­га­ет две воз­мож­но­сти для ана­ли­за: авто­ма­ти­че­ский базо­вый ана­лиз дан­ных в виде диа­грамм или пере­вод дан­ных в фор­мат Excel для даль­ней­шей рабо­ты. После состав­ле­ния Google Фор­мы гене­ри­ру­ет­ся ссыл­ка, кото­рую вы может разо­слать вашим под­пис­чи­кам.

Созда­ние анке­ты на сер­ви­се Google Form. Скрин­шот.

Сер­вис Survey Monkey во мно­гом схож по рабо­те с Google Фор­мой. В каче­стве допол­ни­тель­ной воз­мож­но­сти поль­зо­ва­тель может вос­поль­зо­вать­ся базой шаб­ло­нов сер­ви­са и посмот­реть анке­ты со схо­жей тема­ти­кой.

В отли­чие от Google Фор­мы вы може­те постро­ить мно­го­стра­нич­ную анке­ту с раз­ме­ще­ни­ем каж­до­го вопро­са на отдель­ной стра­ни­це, что помо­га­ет респон­ден­там быть вни­ма­тель­ным при отве­тах. Так­же сер­вис преду­смат­ри­ва­ет боль­ше опций для состав­ле­ния вопро­са (напри­мер, нали­чие типа вопро­са с функ­ци­ей ран­жи­ро­ва­ния отве­тов).

Созда­ние анке­ты на сер­ви­се Survey Monkey. Скрин­шот.

Один из недо­стат­ков сер­ви­са Survey Monkey – это огра­ни­чен­ный бес­плат­ный доступ для анке­ти­ро­ва­ния. При нали­чии более 1000 респон­ден­тов за каж­дую после­ду­ю­щую анке­ту вы пла­ти­те 2 руб­ля.

Как правильно создать анкету?

Клас­си­че­ская анке­та делит­ся на 3 части: вве­де­ние, основ­ная и заклю­че­ние.

Ввод­ная часть. В нача­ле анке­ты вы пред­став­ля­е­тесь, про­пи­сы­ва­е­те цель, зада­чи опро­са, что­бы респон­ден­там ста­ло понят­но, зачем им участ­во­вать в вашем опро­се. Ввод­ная часть поз­во­ля­ет чело­ве­ку настро­ить­ся на струк­ту­ру анке­ты и рас­счи­тать свое вре­мя.

Что­бы не было испор­чен­ных анкет, луч­ше мак­си­маль­но разъ­яс­ни­те, как запол­нять анке­ту (напри­мер, ука­жи­те, что не сто­ит остав­лять вопро­сы без отве­тов, или как пере­хо­дить от бло­ка к бло­ку).

Ста­ни­слав Мои­се­ев вру­ча­ет кни­гу о социо­ло­гии участ­ни­це встре­чи. Фото: Мария Бори­сё­нок.

В основ­ной части важ­но пра­виль­но выстро­ить после­до­ва­тель­ность вопро­сов.

  • Для того что­бы уста­но­вить кон­такт с респон­ден­том, анке­ту сле­ду­ет начать с про­стых вопро­сов: «Ска­жи­те, пожа­луй­ста, зна­е­те ли вы мос­ков­ские бла­го­тво­ри­тель­ные фон­ды? 1. Да. 2. Нет».
  • Вопро­сы луч­ше выстра­и­вать по прин­ци­пу ворон­ки: от про­сто­го к слож­но­му. Самые слож­ные и раз­вер­ну­тые вопро­сы раз­ме­ща­ют­ся в сере­дине, когда чело­век мак­си­маль­но скон­цен­три­ро­ван на опро­се.
  • Важ­но соблю­дать после­до­ва­тель­ность вопро­сов и плав­ный пере­ход меж­ду бло­ка­ми (крат­кие объ­яс­не­ния о сле­ду­ю­щей теме).
  • В кон­це анке­ты обыч­но раз­ме­ща­ют общие вопро­сы с соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ски­ми пара­мет­ра­ми, остав­ля­ют место для ком­мен­та­ри­ев или поже­ла­ний и бла­го­да­рят за уча­стие в опро­се.

Общие правила анкеты

  • Струк­ту­ра анке­ты выстра­и­ва­ет­ся в зави­си­мо­сти от цели опро­са.
  • Когда вы сфор­му­ли­ру­е­те тему опро­са, то пой­ме­те, какие клю­че­вые поня­тия зало­же­ны в вашу анке­ту. Поня­тия – это слож­ные кон­струк­ции (инте­рес, цен­но­сти, убеж­де­ния), кото­рые вы про­бу­е­те рас­крыть через серию вопро­сов. При этом вопро­сы долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны так, что­бы, читая каж­дый вопрос в отдель­но­сти, любой чело­век понял, о чем речь, и смог на него отве­тить.
  • Респон­ден­там нуж­но предо­став­лять пра­во выска­зы­вать нега­тив­ное мне­ние. В про­тив­ном слу­чае вы полу­чи­те ожи­да­е­мые отве­ты и поте­ря­е­те отве­ты в виде кон­струк­тив­ной кри­ти­ки.
  • Если вы исполь­зу­е­те в вопро­се шка­лы, то уточ­няй­те, что для вас поло­жи­тель­ная оцен­ка, а что отри­ца­тель­ная, что­бы избе­жать раз­но­чте­ний.

Презентация Станислава Моисеева

О том, какие возможности предоставляют онлайн-опросы, смотрите в коротком интервью со Станиславом Моисеевым.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям