Опрос как метод исследования в социологии

Для изучения социальной реальности социология пользуется рядом специальных методов. Достаточно часто социологи пользуются методом опроса.

Опрос – это изучение общественного мнения по какой-либо актуальной проблеме. Для опроса используют специальный инструмент – анкету. Анкета представляет собой перечень вопросов по определенной теме.

Опросы могут быть маркетинговыми, политическими и социальными. При маркетинговых опросах изучается отношение респондентов к определенной марке товара. Политические исследования ориентированы на изучение особенностей электоральных установок и предпочитаемых политических ценностей. В социальных исследованиях изучается отношение респондентов к актуальным в данный период проблемам.

Опросы проводятся в виде анкетирования и социологического интервью. Анкетирование – это процесс изучения общественного мнения, при котором респондент самостоятельно отвечает на вопросы анкеты.

Респондент – это человек, мнение которого изучается в ходе проведения опроса.

При социологическом интервью вопросы респонденту задает интервьюер (социолог). Очень часто студенты путают журналистское и социологическое интервью. Принципиальное отличие состоит в том, что при социологическом интервьюировании используется фиксированный перечень вопросов (анкета). При журналистском интервью, как правило, задается лишь общая канва беседы, журналист не так жестко привязан к перечню вопросов, которые он готовит перед началом встречи со своим собеседником.

Опрос относится к количественным методам изучения общественного мнения. Это означает, что в ходе опроса изучается мнение большого числа респондентов, после чего подсчитываются различные количественные показатели. Например, количество приверженцев той или иной политической партии среди лиц с разным образованием, уровнем дохода или вероисповеданием.

Опросы могут единичными и повторяющимися. Повторяющиеся опросы еще называют мониторингом. Мониторинг – это периодическое изучение какой-либо проблемы. Мониторинг используется, во-первых, для того, чтобы отследить особенности изменения какого-то социального процесса, во-вторых, чтобы скорректировать формы социального воздействия на определенные общественные процессы. Очень часто мониторинг используется в период проведения предвыборных кампаний, когда необходимо отслеживать изменения политических предпочтений электората.

В процессе опроса используют анкеты. Анкета – это стандартизированный набор вопросов по определенной тематике. Каждый из нас неоднократно сталкивался с заполнением различных анкет – при поступлении на работу или учебу, при выезде за рубеж и т. д.

Социологическая анкета обладает собственной спецификой. Прежде всего, социологическая анкета является анонимной. Сведения, которые в ней представлены, используются только в обобщенном виде. Социологическая анкета имеет определенную структуру. Как правило, она состоит из трех частей. Первая часть – введение. В этой части находится «паспорт» анкеты – ее номер, код региона и населенного пункта, в котором проводился данный опрос, дата и время опроса, номер интервьюера. Здесь же расположено обращение к респонденту, в котором кратко объясняются цели исследования, способ работы с анкетой, дается информация об организации, которая проводит исследование. Основная часть анкеты представляет собой перечень вопросов по заданной тематике. В демографическом разделе анкеты собираются сведения о статусе респондента. Как правило, сюда относятся следующие показатели – пол, возраст, образование, доход, семейное положение, вероисповедание. Сведения о респонденте, относящие к демографическому разделу, могут различаться. Например, при изучении студенческой аудитории целесообразно внести сюда вопросы о факультете, на котором обучается данный респондент, о количестве лет обучения в вузе.

Основным исследовательским инструментом анкеты являются вопросы. Правильно сформулировать вопросы анкеты – своего рода искусство. Вопросы, прежде всего, должны быть точными и пониматься респондентами однозначно. Важно, чтобы язык анкеты был простым, доступным для понимания респондентами с разным образовательным и культурным уровнем. Вопросы должны быть сформулированы нейтрально, недопустимо включать в вопрос социальные оценки. Например, некорректно будет сформулирован вопрос – «Злоупотребляете ли Вы спиртным?», так как он уже содержит оценку поведения респондента. Целесообразнее спросить о частоте употребления спиртного.

Кроме того, при формулировании вопросов не нужно упражняться в оригинальности или остроумии – интервьюер в ходе опросов сталкивается с людьми разного характера и темперамента, которые могут воспринять такого рода вопросы слишком эмоционально или агрессивно.

В анкете используют разные типы вопросов. Рассмотрим некоторые из них.

· Открытые, закрытые и полузакрытые вопросы .

Открытый вопрос не имеет вариантов ответов, его формулировка подталкивает респондента к подробному описанию собственного мнения. Например, вопрос – «Что вы думаете о независимом тестировании» является открытым, а вопрос – «Поможет ли независимое тестирование улучшить качество обучения?» — нет, так как в данном случае мы получаем односложный ответ респондента – его согласие или несогласие. Если же последний вопрос дополнить вопросом – «Почему вы так считаете?», то он становится открытым. Достоинство открытого вопроса состоит в том, что респондент может озвучить собственную точку зрения, он не ограничен вариантами фиксированных ответов. Сложность работы с открытыми вопросами заключается в трудностях их формализации. Для того, чтобы сравнить и проанализировать ответы на открытые вопросы, необходимо их сгруппировать и подсчитать совпадающие варианты ответов

Закрытый вопрос имеет фиксированное число ответов. Например, вопрос — «Вы любите зиму?», предполагает ответы – «да», «нет», «трудно сказать». Респондент выбирает ответ из предложенного перечня. Как правило, при опросе большого числа респондентов (например, всеукраинские опросы) используют анкеты с закрытыми вопросами. С помощью таких анкет значительно быстрее собирается необходимая информация. Кроме того, закрытые вопросы легко обрабатываются с помощью статистического анализа.

Полузакрытый вопрос представляет собой вопрос с вариантами ответов. При этом один из вариантов предполагает возможность самостоятельного ответа респондентов. Например,

«Что вы предпочитаете смотреть по телевизору?»

1) Информационные программы

2) Ток-шоу

3) Музыкальные передачи

4) Спортивные соревнования

5) Художественные фильмы

6) Сериалы

7) Ваш вариант ____________________

· Прямые и косвенные вопросы .

Суть прямого вопроса понятна респонденту. Например, вопрос – «Укажите размер месячного дохода» является прямым. Косвенный вопрос позволяет выяснить интересующую проблему через ряд признаков, имеющих отношение к интересующей социолога теме. Например, ответы на вопрос – «Что из крупной или мелкой бытовой техники вы купили за последний год?» также дают возможность судить о доходах респондента.

· Вопрос-фильтр .

Для того чтобы оптимизировать опрос, сделать его естественнее, используются вопросы-фильтры. Например, если нас интересует структура читательского поведения, мы вначале можем задать вопрос о предпочтении чтения (газеты, журналы, книги). Затем, в зависимости от выбранных вариантов ответов, начинаем задавать вопросы по конкретной форме чтения. Например, если респондент читает только журналы, интересуемся тематикой чтения, частотой, предпочтениями журналов, но не задаем вопросы, которые относятся к книгам или газетам.

· Личные и безличные вопросы .

Вопрос – «Били ли Вас в детстве родители?» является личным. а вопрос «Как вы считаете, насколько распространены физические наказания детей в семье?» — безличным. Безличные вопросы могут задаваться, когда выясняется мнение респондентов по сложным, «неудобным», слишком эмоционально окрашенным проблемам.

· Шкальные вопросы .

Шкалой называется упорядоченный числовой ряд. Вопросы, которые предполагают количественную оценку явления, достаточно часто используются в анкетах. В анкетах часто используются следующие шкалы:

Шкала количественной оценки явления – «Оцените по 7-балльной шкале степень Вашей удовлетворенности жизнью, при этом 7 баллов означает высокий уровень удовлетворенности, а 1 балл – очень низкий уровень удовлетворенности».

Ранжирование предполагает оценку респондентом важности тех или иных явлений. Например, «Оцените степень важности для обучения следующих качеств (расставьте самостоятельно оценки от 1 до 5, при этом 1 будет означать, что качество является наиболее важным, 2 – менее важным и т. д. до конца)»:

Комментарии запрещены.

Навигация по записям